Звонок по России бесплатно.

Проведение специальной оценки условий труда (СОУТ)

Выбери курс
Обучение доступно сразу после оплаты.
Купи
Положи курс в корзину и оплати.
Обучись онлайн
Изучи материал и пройди тестирование.
Забери документ
Оригинал доставим почтой бесплатно.

Что входит в услугу?

  •  Расчет стоимости с учетом аналогичных мест
  •  Выезд экспертов на идентификацию и замеры
  •  Составление отчета
  •  Подготовка декларации соответствия в ГИТ
  •  Проведение СОУТ за 24 часа по запросу!

СОУТ бесплатно за счёт ФСС

Готовые документы! Экономия средств

Гарантия от штрафов 5 лет

Штраф от 60 000 ₽ за непроведение СОУТ

5 рабочих дней на проведение качественного СОУТ

Аккредитованная организация

Доверьтесь профессионалам!

Штат сертифицированных специалистов

Собственный лабораторный центр

Что такое СОУТ?

Специальная оценка условий труда (СОУТ) — это обязательная процедура, направленная на оценку фактических условий труда на рабочих местах, определения их (фактических условий) «вредности» или «невредности» для работников с целью принятия решения для назначения или не назначения гарантий и компенсаций, полагающихся в соответствии с ТК РФ работникам, занятым во вредных (опасных) условиях труда, а также для решения иных вопросов в сфере охраны труда.

Шаг 1. Работодателю нужно проанализировать, на каких рабочих местах проводить спецоценку:

  • • составить список рабочих мест, на которых заканчивается СОУТ в ближайшие полгода. Важно: спецоценку новых рабочих мест в организации нужно провести в течение 12 месяцев;
  • • составить список рабочих мест, где меняли технологическое оборудование и сырье, либо произошел НС, организовали применение новых средств коллективной защиты. На внеплановую СОУТ таких мест — 6 месяцев.

Шаг 2. Сформировать перечень рабочих мест, где нужно провести СОУТ. Он понадобится для технического задания, которое станет основой договора или контракта на спецоценку.

Какую организацию выбрать для проведения спецоценки рабочих мест?

Требования по подбору экспертной организации указаны в статье 19 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Процедура выбора исполнителя — экспертной организации практически одинакова для коммерческих и бюджетных организаций:

  • • Специалист по охране труда составляет техническое задание, где в том числе указаны требования к экспертной организации. Как правило, организация-заказчик запрашивает коммерческое предложение в разных экспертных организациях. Такой запрос составляют в виде письма, где указывают количество рабочих мест, прилагают карточку организации. Полученные коммерческие предложения регистрируют в журнале и передают конкурсной комиссии.
  • • Конкурсная комиссия, организованная при контрактно-договорном или юридическом отделе, рассматривает предложения специалиста и выбирает исполнителя, соответствующего по цене.

Шаг 3. После того как вы совместно с конкурсной комиссией выберете экспертную организацию, процессом заключения договора будут заниматься юристы вашей организации. Вы в этот момент должны подготовить документы:

  • • приказ о проведении СОУТ и утверждении руководителем организации графика ее проведения;
  • • карточку организации с реквизитами для оформления договора;
  • • штатное расписание с указанием, трудятся ли на должностях или профессиях инвалиды;
  • • список контингентов на медосмотр;
  • • список работников, получающих гарантии и компенсации;
  • • сведения о СНИЛС сотрудников;
  • • перечень оборудования, машин, инструментов на рабочих местах.

Подготовка этой информации занимает время. Начните собирать документы заранее, чтобы не затягивать процесс СОУТ.

На этом этапе выбранная экспертная организация сообщает заказчику, когда ее эксперты и сотрудники лаборатории начнут СОУТ. При этом, поле заключения Договора (Контракта) Организация, проводящая СОУТ обязана внести информацию в ФГИС СОУТ о начале совместной работы. ФГИС СОУТ автоматически присваивает id-номер. Выписку–уведомление с id-номером, подписанную усиленной ЭЦП аттестующая организация должна прислать Заказчику по электронной почте, либо заказным письмом.

Шаг 4. Идентификация

На данном этапе эксперт(ы) прорабатывает(ют) результаты предыдущей СОУТ (аттестации рабочих мест), письменные заявления в комиссию по СОУТ от работников, ранее предоставленные гарантии и компенсации работникам, принадлежность к спискам на досрочную пенсию, коллективный договор (если есть) и прочее. Далее формируется экспертное заключение об идентифицированных факторах и представляется аттестационной комиссии на рассмотрение. Комиссия рассматривает экспертное заключение и протоколом заседания фиксирует утверждает список. Далее формируется перечень рабочих мест с указанием идентифицированных факторов.

Шаг 5. Исследования (испытания)

Руководитель назначает ответственного сотрудника из числа персонала, который может показать расположение всех рабочих зон по каждому рабочему месту, дать пояснения о сырье, материале, оборудовании в каждой рабочей зоне. От этих знаний зависит насколько полно будут предоставлены фактические условия труда для исследований (испытаний) экспертом лаборатории.

Работник в праве присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте. Однако, это не говорит о том, что каждый из сотрудников обязан находится в момент исследований (испытаний) на своем рабочем месте. Главное, обеспечить рабочие условия, наиболее характерные для рабочего места.

Во избежание конфликтных ситуаций и недопонимания работниками требуется предварительно провести разъяснительную беседу с коллективом инженеру по охране труда (уполномоченному по охране труда, оповестить о проведении исследований (испытаний) на рабочих местах.

Шаг 6. Обработка результатов. Составление отчета.

После проведения исследований (испытаний) специалисты лаборатории обрабатывают результаты и формируют протоколы. Далее эксперт прорабатывает информацию и формирует карты, в которых указывает фактически предоставляемые (до проведения СОУТ) гарантии и компенсации (доплаты, доп. отпуск, сокращенный рабочий день, наличие молока, ЛПП, досрочной пенсии и медосмотра), а также определяет класс условий труда. Исходя из класса условий труда (КУТ) в Карту вносятся сведения о гарантиях и компенсациях, назначенных по результатам СОУТ.

После этого формируется отчет по СОУТ и передается Работодателя для рассмотрения результатов комиссией по СОУТ.

Если есть декларируемые рабочие места, то обязательно формируется экспертное заключение с перечнем этих рабочих мест. Именно на основании этого экспертного заключения и формируется декларация соответствия условиям труда (обязанность Работодателя, мы формируем с отчетом по СОУТ бесплатно!)

В состав отчета входит:

  • 01.Титульник (с id-номером присвоенным ФГИС СОУТ)
  • 02.Приказ о создании комиссии
  • 03.График
  • 04.Экспертное заключение об идентификации
  • 05.Протокол заседания комиссии №1
  • 06.Перечень рабочих мест
  • 07.Карты, протоколы по Тяж. и Напр.
  • 08.Протоколы лаборатории
  • 09. Сводная ведомость
  • 10. Экспертное заключение на Декларирование (при наличии)
  • 11. План мероприятий (при наличии)
  • 12. Контингент лиц на медосмотр по результатам СОУТ (при наличии)
  • 13. Итоговый протокол заседания комиссии
  • 14. Сведения об организации

После рассмотрения, формируем отчет в бумажном виде и передаем на утверждение.

Шаг 7. Когда работодатель получил отчет в бумажном виде, комиссия рассматривает результаты и Председатель комиссии утверждает отчет.

Шаг 8. Издайте приказ о применении результатов СОУТ. Этот приказ знаменует собой заключительный этап спецоценки.

Шаг 9. Ознакомление сотрудников с результатами СОУТ – 30 дней календарных дней с даты утверждения отчета (в данный период не входят отпуска, больничные, командировки).

Издание приказа о применении результатов СОУТ после того, как отчет утвердит председатель комиссии по проведению СОУТ.

Скачать образец приказа

Передача Декларации в территориальный ГИТ – 30 дней календарных дней с даты утверждения отчета.

Шаг 10. Работодатель размещает сводную ведомость и утвержденный работодателем план мероприятий по улучшению условий труда на своем официальном сайте. Срок для этого — не более 30 дней с момента утверждения отчета о проведении СОУТ.

Поэтому не забывается передать дату утверждения отчета вовремя!

Федеральный закон “О специальной оценке условий труда” от 28.12.2013 N 426-ФЗ (последняя редакция)Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 г. N 33н “Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению” (с изменениями и дополнениями)Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О специальной оценке условий труда”Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 7 февраля 2014 г. N 80н “О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда” (с изменениями и дополнениями)

Для работодателя

  1. Работодатель теперь обладает правом требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда , подтверждение факта размещения сведений о результатах в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ФГИС СОУТ).
  2. Т.О., организация, проводящая СОУТ д.уведомить Работодателя о начале проведения СОУТ и выслать уведомление -выписку из ФГИС СОУТ Работодателю эл.почтой. Выписка-Уведомление должна быть подписана эл.цифровой подписью.
  3. Отчет о проведении СОУТ утверждается председателем комиссии в срок не позднее, чем 30 календарных дней со дня его направления работодателю организацией, проводящей СОУТ, а отправка работодателем копии утвержденного отчета в форме электронного документа сопровождаться его подписанием усиленной квалифицированной электронной подписью.
  4. На титульном листе отчета должен быть указан id -номер , указанные в выписке-уведомлении из ФГИС СОУТ.
  5. Установлен срок для утверждения отчета о проведении СОУТ — не позднее 30 календарных дней с момента, как отчет получен от экспертной организации (ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Ранее такого срока не было.
  6. Срок действия декларации СОУТ с 1 января 2020 года отсчитывается не с момента, когда утвержден отчет о проведении СОУТ, а с момента выгрузки отчета во ФГИС СОУТ.
  7. Использование работодателем результатов проведения СОУТ возможно только при условии, что сведения внесены в ФГИС. Результаты, содержащие сведения, составляющие гостайну или иную охраняемую законом тайну, могут применяться со дня утверждения отчета о проведении СОУТ.
  8. Срок периодичности проведения спецоценки (не реже 1 раза в 5 лет) и срок действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда исчисляются не с момента утверждения отчета о проведении СОУТ, а с момента внесения данных в ФГИС СОУТ. В случае, если в документах содержатся сведения, составляющие гостайну или иную охраняемую законом тайну, сроки по-прежнему исчисляются со дня утверждения отчета.

Для проводящей организации

Организация, проводящая СОУТ, до начала выполнения работ, но не позднее, чем через 5 рабочих дней со дня заключения с работодателем договора, обязана:

  1. Представить в ФГИС сведения: полное наименование, ИНН и ОГРН работодателя;
  2. Получить для предстоящей СОУТ идентификационный номер (присваивается системой в автоматическом режиме) и сообщить его работодателю до начала проведения спецоценки.

Данный номер является обязательным реквизитом отчета о результатах.

В течение 3 рабочих дней со дня передачи во ФГИС сведений о результатах проведения СОУТ необходимо уведомить работодателя в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, либо на бумажном носителе в виде почтового отправления с уведомлением о вручении.

Для всех

Результаты проведения экспертизы качества СОУТ и рассмотрения разногласий по вопросам ее проведения с 01.01.2020 обязательны для исполнения всеми участниками спецоценки (в том числе сторонами, имеющими разногласия).

Вид нарушенияШтрафОснование
Юр. лицоИПДолжностное лицо
первичноповторнопервичноповторнопервичноповторно
Нарушение законодательства о труде и охране трудаот 300000 до 50000

от 1000

до 5000

от 30000 до 40000 или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

от 1000

до 5000

от 30000 до 40000 или дисквалификация на срок от 1 года до 3 летч.1 ст.5.27
Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и работодателем, трудовыми отношениями

от 10000

до 20000

ч.2 ст.5.27
Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателемот 50000 до 100000от 100000 до 200000 или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

от 5000

до 10000

от 30000 до 40000 или административное приостановление деятельности на срок до 90 сутокот 10000 до 20000от 30000 до 40000 или дисквалификация на срок от 1 года до 3 летч.3 ст.5.27
Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушениеот 50000 до 70000от 100000 до 200000 или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

от 10000

до 20000

от 30000 до 40000 или административное приостановление деятельности на срок до 90 сутокот 10000 до 20000от 30000 до 40000 или дисквалификация на срок от 1 года до 3 летч.4 ст.5.27
Совершение административных правонарушений, предусмотренных ч.2, 3 статьи 5.27, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичноеот 100000 до 200000от 100000 до 200000 или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

от 30000

до 40000

от 30000 до 40000 или административное приостановление деятельности на срок до 90 сутокдисквалификация на срок от 1 года до 3 летот 30000 до 40000 или дисквалификация на срок от 1 года до 3 летч.5 ст.5.27
Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФот 50000 до 80000от 100000 до 200000 или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

от 2000

до 5000

от 30000 до 40000 или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

от 2000

до 5000

от 30000 до 40000 или дисквалификация на срок от 1 года до 3 летч.1 ст.5.27.1
Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее не проведениеот 60000 до 800000от 100000 до 200000 или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

от 5000 до 10000

от 30000 до 40000 или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

от 5000

до 10000

от 30000 до 40000 или дисквалификация на срок от 1 года до 3 летч.2 ст.5.27.1
Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медосмотров, обязательных медосмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказанийот 110000 до 130000от 100000 до 200000 или административное приостановление деятельности на срок до 90 сутокот 15000 до 25000от 30000 до 40000 или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

от 15000

до 25000

от 30000 до 40000 или дисквалификация на срок от 1 года до 3 летч.3 ст.5.27.1
Не обеспечение работников средствами индивидуальной защитыот 130000 до 150000от 100000 до 200000 или административное приостановление деятельности на срок до 90 сутокот 20000 до 30000от 30000 до 40000 или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

от 20000

до 30000

от 30000 до 40000 или дисквалификация на срок от 1 года до 3 летч.4 ст.5.27.1
Нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, установленного порядка проведения специальной оценки условий трудаот 70000 до 100000от 100000 до 200000 или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

от 20000

до 30000

от 40000 до 50000 или дисквалификация на срок от 1 года до 3 летч.1 ст.14.54
Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания должностного лица федерального органа, осуществляющего госнадзор за соблюдением трудового законодательства и иных НПАот 100000 до 200000от 30000 до 50000

от 30000

до 50000 или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет

ч.23ст.19.5

За что возможно наложение штрафа или санкций по отношению к Работодателю в части СОУТ?

  1. Непроведение специальной оценки условий труда плановой или внеплановой
  2. Нарушение сроков проведения плановой или внеплановой спецоценки (для внеплановой СОУТ сроки определены 17 статьей 426-ФЗ)
  3. Непредоставление работодателем в экспертную организацию сведений, характеризующих условия труда на рабочих местах, а также предложений работников по осуществлению идентификации на их рабочих местах (пункт 2 части 2 статьи 4 426-ФЗ)
  4. Некорректное создание комиссии по СОУТ (части 1−4 статьи 9 426-ФЗ)
  5. Отсутствие утвержденного графика проведения СОУТ (часть 1 статьи 9 426-ФЗ)
  6. Отсутствие или некорректное составление утвержденного комиссией перечня рабочих мест, подлежащих СОУТ (часть 5 статьи 9 426-ФЗ)
  7. Намеренное необеспечение штатных режимов функционирования предприятия при проведении экспертной организацией исследований (испытаний) и измерений (п. 15 Методики)
  8. Нарушение сроков ознакомления работников с результатами проведенной на их рабочих местах спецоценки (часть 5 статьи 15 426-ФЗ)
  9. Нарушение сроков уведомления экспертной организации об утверждении отчета по СОУТ (часть 51 статьи 15 426-ФЗ)
  10. Нарушение сроков размещения сведений о результатах проведенной СОУТ на официальном сайте (при наличии такового) (часть 6 статьи 15 426-ФЗ)
  11. Нарушение сроков подачи деклараций соответствия ГИТ (часть 11 статьи 12 426-ФЗ)
  12. Невыполнение мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников, по результатам проведенной спецоценки