Звонок по России бесплатно.

В погоне за планом без противогазов

Выбери курс
Обучение доступно сразу после оплаты.
Купи
Положи курс в корзину и оплати.
Обучись онлайн
Изучи материал и пройди тестирование.
Забери документ
Оригинал доставим почтой бесплатно.

В погоне за планом без противогазов

Респираторы и противогазы — привычное и эффективное средство защиты миллионов российских работников. Однако из-за чиновников Минтруда РФ они рискуют лишиться возможности пользования этими СИЗ.

Ведомство разослало всем заинтересованным сторонам новый вариант приказа объемом в 2700 страниц «Об утверждении Единых типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств». Именно в этом документе отсутствуют вместе с некоторыми СИЗ респираторы и противогазы.

Как пишет издание «Солидарность», против этого единым строем выступили работодатели, профсоюзы, изготовители СИЗ, Минпромторг РФ. В Минтруде же призывают как можно быстрее принимать новые правила, так как у них «горят планы». После этого возникает естественный вопрос — для людей ли все делается или опять для галочки?

Сегодня работникам выдаются СИЗ на основании типовых отраслевых норм, определяющих перечень средств защиты в соответствии с профессией и видами работ. И по мнению Департамента охраны труда и экологии ФНПР эта система работает хорошо.

Минтруд пытается внедрить риск-ориентированный подход, который позволит выявлять опасности, риски работодателям. Причем это можно делать самостоятельно или нанять внешнюю организацию. Исходя из результатов оценки и должно выполняться обеспечение сотрудников СИЗ.

При этом ситуация может принять опасный оборот. Так как Минтруд не разработал никаких унифицированных методик оценки рисков у недобросовестных работодателей появляется возможность попросту их не замечать и соответственно не выдавать СИЗ сотрудникам. И хотя формально оценка рисков должна проводиться при участии профсоюзов, они существуют не в каждой компании.

Между тем, у чиновников Минтруда своя логика. В настоящее время действует свыше 60 типовых норм предоставления СИЗ, в которых утверждены различные нормативы на одну профессию, порой взаимоисключающие друг друга. Принятая модель выдачи средств индивидуальной защиты учитывает не более 60% существующих профессий, точнее в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) 4844 из 8141 наименований и не принимает во внимание процедуру оценки действующих рисков. При этом некоторые виды профессиональной деятельности в принятых типовых нормах имеют разногласия с ОКПДТР.

Отсутствие в проекте приказа «респираторов» и «противогазов» в министерстве объясняют необходимостью синхронизации российских нормативных актов с международными документами. В частности, с Техрегламентом Таможенного союза, где они не прописаны. Однако остается непонятным почему в единых типовых нормах присутствуют те же портянки и валенки, хотя их также нет в Техническом регламенте ТС.

Получается, что теперь производители средств индивидуальной защиты органов дыхания (масок, полумасок, четвертьмасок), выпускающих их в соответствии с техрегламентом будут в привилегированном положении. В то же время на исключенные из норм противогазы в России есть ГОСТы. Противогазы и респираторы присутствуют в стандартах крупнейших предприятий страны.

Общеизвестно, что затраты на СИЗ, приобретаемые из перечня типовых норм, можно классифицировать как расходы на производство. К таким издержкам не относятся затраты на средства вне этого списка. Это отбивает охоту многих работодателей на такие смелые шаги. Те же, кто решится на покупку противогазов, скорее всего, возьмут средства из фонда оплаты труда.

Сейчас документ находится на стадии получения заключения по оценке регулирующего влияния, но уже известно об отрицательном решении по ОРВ. Оно связано с тем, что проектируемое регулирование противоречит принципам №247-ФЗ, которые требуют системного единства обязательных требований и отсутствия противоречий между ними.

Приказ должен вступить в силу только 1 сентября 2023 года, но Минтруд РФ стремится всеми силами принять документ именно сейчас. Почему тогда такая спешка? Оказывается, существует правительственный план, связанный со вступлением в силу 1 марта 2022 года положений №311-ФЗ, вносящий поправки в главу 10 Трудового кодекса. К этой дате нужно утвердить все документы, ранее внесенные в план.

Ведомство пообещало до сентября 2023 года реализовать ряд пилотных проектов, связанных с отработкой типовых норм на нескольких предприятиях. При этом остается непонятным – зачем нужны такие пилотные проекты, если документ к этому времени уже фактически будет принят?

P.S. А Вы не задумывались, как будут распространяться новые Единые типовые нормы выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств? В печатном варианте в виде большого многотомника? Или в электронном? PDF вариант основная масса компьютеров открывает, а вот с Word вариантом справляется уже далеко не каждый компьютер. Протестируйте свой – документ прикрепляем.

Прикрепленные файлы:Единые типовые нормы выдачи средств индивидуальной защиты – (Проект приказа Минтруда России).docx 

Единые типовые нормы выдачи средств индивидуальной защиты – (Проект приказа Минтруда России).pdf 

Заключение ОРВ ‎приказа Минтруда России «Об утверждении Единых типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств».pdf