Регуляторная гильотина: итоги и ближайшие планы
В России благодаря механизму «регуляторной гильотины» отменены свыше трети избыточных или дублирующих требований к отечественному бизнесу. Об этом рассказал руководитель аппарата правительства РФ Д. Григоренко.
Отмененные требования были прописаны примерно в 11,8 тысячи нормативных актов, из которых большая часть (около 8,8 тыс.) были разработаны еще в советские времена. При этом правительство в качестве главной задачи ставит не ликвидацию действующих требований и правил, а достижение баланса между интересами граждан и издержек бизнеса, которые связаны с выполнением обязательных требований.
По словам Григоренко, 2/3 всех обязательных требований при участии предпринимателей были актуализированы и инвентаризированы.
Однако несмотря на принятую «дорожную карту», связанную с реализацией механизма «регуляторной гильотины», и заявления чиновников, что новая система законодательства будет подготовлена к 1 января 2021 года часть документов к этому сроку пересмотреть не успели.
Недавно мы писали, что лазейки в законодательстве оставили правительству возможность определить перечень устаревших нормативных актов, по отношению к которым положения №247-ФЗ «Об обязательных требованиях» в части их отмены с 1 января 2021 года не действуют. Перечень был утвержден в последний день минувшего года и включает 1275 НПА, что составляет около 15% от всего числа избыточных и устаревших документов. Это означает, что часть таких нормативных актов сохранит действие до 2022 года.
В СЕРЕДИНЕ ЯНВАРЯ 2021 ГОДА ПРАВИТЕЛЬСТВО ПРЕДЛОЖИЛО РАСШИРИТЬ РАМКИ МЕХАНИЗМА «РЕГУЛЯТОРНОЙ ГИЛЬОТИНЫ» И ВКЛЮЧИТЬ В НЕГО ПРОЦЕДУРУ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ И ВЫДАЧИ РАЗРЕШЕНИЙ ДЛЯ БИЗНЕСА.
Целью такого шага выступает упрощение регуляторной деятельности в отношении предоставления разрешений и выдачи лицензий.
Сейчас в стране есть 54 лицензируемых вида деятельности, еще для порядка полутысячи необходимо получать аккредитации, сертификаты и иные разрешительные документы. Порядок их предоставления серьезно различается, а в некоторых сферах он имеет архаичный характер.
Отдельно нужно обратить внимание на существование избыточной, на наш взгляд, аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.
До сих пор не существует какого-либо анализа, подтверждающего эффективность результатов этой аккредитации, повлияло ли это на качество оказываемых услуг. Ясно другое – бизнес сталкивается с дополнительными бюрократическими преградами, мешающими быстро начать работу (оказывать услуги), что влечет в свою очередь серьезные финансовые затраты.
Несмотря на существование аккредитации рынок завален предложениями о покупке удостоверений по охране труда, либо фиктивного прохождения дистанционного обучения в течение одного дня. Спецоценка условий труда также зачастую выполняется дистанционно без выезда на рабочие места. Реальной массовой работы по выявлению подобных нарушений с целью их пресечения, привлечения к ответственности и отзыва аккредитации не проводится.