Новые правила по охране труда увеличат финансовую нагрузку на бизнес
Каждый специалист по охране труда знает, что такое регуляторная гильотина и для чего она нужна. Охрана труда – сфера, в которой больше всех должно быть отменено нормативно-правовых актов – сокращение на 93,3% !
Очевидно, что Минтруд уже на протяжении многих лет просто не справлялся с работой, связанной со своевременной и грамотной актуализацией существовавших 1100 нормативных акта по охране труда.
Решили оставить минимум. Решение кардинальное и во многом преследовавшее интересы только министерства. Ведь те же типовые инструкции по охране труда всегда оказывали незаменимую поддержку бизнесу в подготовке собственных инструкций, но теперь и их даже нет.
Естественно, что с поставленными задачами к концу 2020 года Правительство РФ не справилось и целый блок самых базовых и важных документов по охране труда остался не актуализированным, взгляните на список, в нем буквально все, на чем строится охрана труда – вопросы обучения персонала, организации службы охраны труда, система управления ОТ, спецодежда, медосмотры и т.д. А ведь пересмотра буквально каждого документа специалисты просят уже много лет, к примеру, установленному порядку обучения исполнилось 18 лет.
В тоже время Минтруд в конце 2020 словно ровняясь на Государственную думу включил и свой бешеный принтер. Только за ноябрь-декабрь было утверждено более 30 новых правил по охране труда. О качестве такой работы умолчим.
Ранее мы писали, к примеру о том, как пересматривались Правила по охране труда при работе с инструментом, которые затрагивают 1,5 млн работодателей и более 35 млн работников. В проекте правил нового не было решительно ничего, в итоговом варианте было вычеркнуто 9000 знаков (19 пунктов). Практически аналогичным образом пересматривались другие правила, по которым мы делали обзор. В них множество требований «являются устаревшими и несоответствующими современным технологиям, не предусматривают использование более современного оборудования» – цитаты из оценок регулирующего воздействия. А где же международный передовой опыт? Корректировки, внесенные с учетом многолетнего анализа травматизма?
Стоит отметить, что отрицательное решение по итогам процедуры ОРВ было выдано по всем проектам условно обновленных правил.
Надо отдать должное и сказать, что варианты уже принятых правил стали лучше, чем первоначальные их проекты. Мы обязательно продолжим обзор новых правил с целью продолжения поиска в них норм, разработанных с учетом риск-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития.
Итак, страна вошла в новый 2021 год с полным комплектом обновленных правил по охране труда.
Отгремели новогодние каникулы и Минтруд России издает письмо от 14 января 2021 г. № 15-2/10/В-167 «О новых правилах по охране труда, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда при осуществлении трудовой деятельности по видам экономической деятельности и видам выполняемых работ, разработанных в рамках реализации механизма “регуляторной гильотины”.
Мы прикрепляем к новости текст этого письма, т. к. на официальном сайте Минтруда на сегодняшний день оно не было опубликовано. По данным Консультанта Плюс также значится – «Документ опубликован не был».
Согласно содержания указанного письма в связи с вступлением в силу с 1 января 2021 г. новых правил по охране труда, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда при осуществлении трудовой деятельности по видам экономической деятельности и видам выполняемых работ:
1) Всеми работодателями должна быть организована внеочередная проверка знаний по охране труда работников в объеме тех новых правил по охране труда, которые регулируют трудовую деятельность работников. Работодатель вправе организовать проведение внеочередной проверки знания в своей комиссии, созданной в соответствии со старым Порядком, срок действия, которого был продлен Постановлением Правительства от 31 декабря 2020 года.
2) Минтруд считает, что члены комиссии работодателя в связи с выходом новых правил по охране труда должны пройти обучение в учебных центрах, осуществляющих функции по проведению обучения работодателей и работников вопросам охраны труда.
3) Всеми работодателями должна быть организована работа по актуализации комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности, в том числе инструкций по охране труда, программ обучения по охране труда работников, информационных материалов, использующихся в целях информирования работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья в объеме тех новых правил по охране труда, которые регулируют трудовую деятельность работников.
Очевидно, что в рамках страны суммарная финансовая нагрузка на бизнес от внедрения новых правил по охране труда становится просто колоссальной. Это платное обучение комиссий в учебных центрах, поголовное обучение персонала в рамках предприятий, переработка программ и экзаменационных вопросов, покупка обновлений для программного обеспечения по проверке знаний, переработка всех инструкций по охране труда и множества другой документации, например технологических карт, приобретение обновленных плакатов и т. д.
Напомним, что основной целью регуляторной гильотины являлось создание новой системы понятных и четких требований к бизнесу, которая сняла бы избыточную административную, а следовательно, и финансовую нагрузку. Достигнута цель в сфере охраны труда? На данном этапе – сомнительно.
Второй целью регуляторной гильотины являлось введение в действие новых норм, содержащих актуализированные требования, разработанных с учетом риск-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития в соответствующих сферах. Может быть достигнута эта цель в сфере охраны труда? Также сомнительно, посмотрите на заключения ОРВ по всем правилам.
И тут возникает самый большой вопрос – зачем именно сейчас появилось письмо от 14 января 2021 г. № 15-2/10/В-167, чтобы реально напрячь бизнес?
Может быть стоило сделать исключение и наоборот издать постановление правительства РФ, которым бы снималась необходимость всей этой работы до следующей плановой даты проверки знаний персонала и плановой даты пересмотра инструкций и иной документации?
Это логично, особенно с учетом того, что 1) бизнесу требуются благоприятные условия для экономического восстановления после кризиса вызванной пандемией; 2) внеочередная проверка знаний всего персонала не будет благоприятствовать стабилизации и так непростой ситуации с распространение COVID-19 (ежедневно в России фиксируется порядка 600 смертей от этого заболевания и количество заболевших не снижается) и наконец главное 3) зачем все это затевать, если суть старых правил сохранилась, а новых положений минимум или вообще нет. Сменили нумерацию пунктов, некоторые слова были заменены на синонимы, некоторые пункты исчезли. Нововведений практически нет.
Более правильным была бы публикация подробного документа с анализом нововведений в правилах по охране труда, знание которых критически важно с точки зрения обеспечения безопасности персонала. На основе этого документа работодатель смог бы сам определить персонал, которого необходимо незамедлительно обучить конкретно по новым положениям.
Но власть ведет нас своим особенным мудрым путем, именно поэтому, к примеру, в скором времени только по одним «Правилам по охране труда при работе с инструментом» 35 миллионов работников будут проходить внеочередную проверку знаний. Как вы думаете: фиктивно или нет?
P.S. Согласно Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1580 “О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 440” – проведение проверки знания требований охраны труда и других требований безопасности, предъявляемых к организации и выполнению работ в электроустановках, проверки знания требований по безопасному ведению работ на объектах теплоснабжения до 1 июля 2021 г. не требуется.
Прикрепленные файлы:
Письмо Минтруда России от 14.01.2021 N 15-2/10/В-167 “О новых правилах по охране труда” 119 КБ