Можно ли совмещать обязанности, не предусмотренные по основной должности работника?
Бухгалтер одного из предприятий периодически выполняет функции юрисконсульта, который отсутствует в штатном расписании компании. Он обратился в Роструд за разъяснениями, вправе ли работодатель поручать работу, не предусмотренную по основной должности за дополнительную плату.
В ведомстве подготовили письмо от 25.12.2024 г. № ПГ/27114-6-1, в котором пояснили, что работодатели вправе поручать работникам исполнение новых обязанностей, не связанных с их основной специальностью. Однако делать это можно только после получения согласия работника, который должен быть проинформирован о сроках, объёме и характере новых производственных операций. При этом необходимо прописать в трудовом договоре сотрудника его обязанности.
Если работник не возражает и способен выполнять производственную деятельность не по основной должности, компания может поручить ему иную работу.
Напомним, дополнительная работа может выполняться посредством совмещения должностей или профессий. Так, секретарь трудится ещё и как специалист по кадрам, а бухгалтер исполняет должностные обязанности кассира.
В отличие от совместительства, совмещение предполагает выполнение трудовых обязанностей на протяжении одной смены у того же нанимателя. Для совмещения характерно свободное распределение производственных обязанностей — конкретные функции определяются по договорённости сторон. Законодательство не предусматривает запрета на совмещения. Существующие ограничения вызваны целесообразностью и практическими соображениями. Например, совмещение, как правило, организуется в рамках одной категории сотрудников.
У сотрудника есть право досрочно отказаться от дополнительной работы. Для этого необходимо письменно уведомить нанимателя не позднее чем за три дня до такого отказа.