Государственный надзор в России реформирован
С сегодняшнего дня (с 1 июля 2021 года) в России вступает в силу №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ». Ранее наш портал подробно освещал эту тему в части создания единого реестра контрольно-надзорных мероприятий вместо существовавшего на протяжении 10 лет единого реестра проверок.
Новый закон имеет аналогичную сферу действия, что и предшественник. Его положения не распространяются на налоговые, таможенные, валютные отношения, сферу закупок и финансового контроля.
Утвержденный по прежнему закону план проверочных мероприятий сохраняется в рамках правового поля нового законодательного акта. При этом вместо плановой выездной проверки можно осуществить инспекционный визит с предварительным информированием проверяемой стороны.
Все ранее запланированные проверки, которые не завершатся до 1 июля продолжатся по прежним правилам, а обжалование вынесенных решений будет проводиться в рамках действовавшей процедуры.
Проверки на региональном и муниципальном уровне выполняются по прежним правилам до момента принятия положения о видах регионального и муниципального контроля. Крайний срок их утверждения 1 января 2022 года.
Предыдущий закон будет действовать вплоть до 2024 года в отношении некоторых видов контроля (в частности, антимонопольного). Он будет также распространяться на процедуру уведомления о начале занятия отдельными видами предпринимательской деятельности.
Вступивший в силу №248-ФЗ выделяет две категории контрольных мероприятий. В первом случае нет прямого взаимодействия между представителями контрольно-надзорных органов и проверяемыми («бесконтактный» способ), во втором случае применяется традиционный «контактный» вариант.
К «бесконтактной» форме относится ведомственное обследование и мониторинг безопасности, связанный с надзором за выполнением обязательных требований. Эти способы могут применяться ко всем видам контроля.
«Контактная» форма включает выездную, документарную проверку, мониторинговую и контрольную закупку, рейдовый осмотр, инспекционный визит и выборочный контроль. Закрытый список таких контрольных мероприятий должен быть указан в законе либо положении о данном виде контроля.
Закон четко регламентирует перечень допустимых контрольных мероприятий — досмотр, осмотр, эксперимент, истребование документов, что выступает гарантией отсутствия произвола со стороны контрольно-надзорных органов.
Устанавливается продолжительность проверок. Документарная, выездная проверка и рейдовый осмотр — не больше 10 рабочих дней. Инспекционный визит не более одного рабочего дня в пределах одного проверяемого объекта.
Сотрудники контрольно-надзорных органов не обязаны заранее уведомлять о мониторинговой/контрольной закупке, инспекционном визите, выборочном контроле. О внеплановой выездной проверке должны сообщать не меньше, чем за сутки. При этом закон допускает исключения. Так, при осуществлении санитарно-эпидемиологического контроля заведения общепита заранее не уведомляются.
До 1 марта 2022 года не будут использоваться проверочные листы, затем эта норма вступит в силу на основании постановления Правительства РФ, которое утвердит случаи их обязательного применения.
Новый закон юридически закрепляет приоритет профилактических мер над контрольно-надзорными действиями. В нем указаны несколько видов профилактических мероприятий — самообследование, меры стимулирования добросовестности, профилактический визит.
Полная информация о проверках будет доступна в обновленном едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий. Заинтересованные стороны будут знать когда и кем осуществлялась проверка, какие решения были приняты и как исполнены, какие вынесены меры ответственности.
Правительство определило три уровня доступа к информации реестра — максимально открытый, доступ должностного лица при обязательной авторизации, полностью открытый после завершения конкретного события. В последнем случае речь идет, например, о контрольной закупке. Информация о ней станет полностью доступна, но только на следующий рабочий день после ее окончания.
Прикрепленные файлы: