Расчёт профессиональных рисков

Оценка и расчет профессиональных рисков.

Необходимость оценки профессиональных угроз установлена законодательными требованиями, которые содержаться в статье 212 ТК РФ, а также в Законе №125-ФЗ от 24.07.1998 г. Стоимость такой услуги варьируется в зависимости от количества сотрудников и характера предприятия и начинается от 500 рублей за 1 рабочее место. Сроки тоже могут быть разными. В основном от 5 дней.

Расчёт профрисков на основании СОУТ и не только

Согласно статье 209 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ), профессиональный риск – это вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами

Нами разработана и успешно применяется на практике методология проведения специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков в виде единого комплекса последовательно выполняемых процедур:

— Идентификация опасностей на рабочем месте.
— Гигиеническая оценка условий труда и оценка рисков.
— Информирование работника и установление мер воздействия.
— Устранение опасностей и снижение рисков.
— Производственный контроль и мониторинг рисков.
 

Класс профессионального риска – уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователей (ст. 3 Федерального закона от 24.07.1998  № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Закон № 125-ФЗ)).

В соответствии со ст. 209 ТК РФ и ст. 3 Закона № 125-ФЗ установлены два основных показателя профессионального риска: возникновение профзаболевания в результате воздействия вредных и опасных факторов производственной среды и травмирование при несчастном случае на производстве.

На протяжении последних 10 лет профессиональный риск оценивался в соответствии с руководством Р 2.2.1766-03. 2.2 «Гигиена труда. Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки. Руководство» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 24.06.2003, далее – Р 2.2.1766-03). Данный документ не зарегистрирован Минюстом РФ и, соответственно, носит рекомендательный характер, однако других утвержденных на государственном уровне методик расчета профессиональных рисков пока нет.

Этапы проведения оценки рисков.

Первоначально на предприятии создается рабочая группа, деятельность которой и будет направлена на выявление основных опасностей, характерных для осуществляемой деятельности. В состав такой группы могут входить штатный инженер по охране труда, либо сотрудники сторонней специализированной организации. Используя существующие методические указания и нормы, установленные законодательной базой, в соответствии с основными этапами анализа профрисков, членами рабочей группы производится их идентификация и распределение по степени опасности.

На основе анализа полученных результатов, формируются материалы, характеризующие все производимые на объекте операции, с указанием периодичности возникновения неблагоприятных событий и тяжести их последствий. На последнем этапе разрабатываются меры по снижению негативного воздействия каждого из вероятных рисков. Полученные результаты передаются руководителю организации. В свою очередь, в его обязанности входит ознакомление с ними работников, о чем говорится в требованиях, содержащихся в статье 212 ТК РФ. Порядок информирования работников определяется руководителем объекта.

Задачи,  при разработке и внедрении СУПР (система управления профессиональными рисками)

  • Сохранение преемственности действующей СУОТ и ее интеграция с внедряемой СУПР
  • Разработка документов и стандартов системы, отвечающих специфике деятельности заказчика и удовлетворяющих требованиям международных и национальных стандартов.
  • Идентификация опасностей и проведение количественной оценки рисков.
  • Интеграция системы управления профессиональными рисками с другими системами менеджмента организации.
  • Обеспечение развития и совершенствования системы.

При выполнении работ по специальной оценке условий труда и оценке рисков мы используем собственное программное обеспечение, позволяющее формировать базы данных идентифицированных опасностей, проводить ранжирование и количественную оценку рисков, гигиеническую оценку условий труда, формировать реестры рисков на уровне рабочего места, структурного подразделения и организации в целом. Использование уникальных классификаторов и справочников позволяет проводить полноценную статистическую и аналитическую обработку результатов.

Для чего требуется расчет профрисков?

Это комплекс мероприятий, реализуемых на предприятии по требованию руководителя, основной целью которых является выявление основных опасностей, сопровождающих трудовую деятельность работников. Оценке при этом подлежит весь технологический процесс, и каждая отдельная операция, осуществляемая работником. Необходимость организации таких мероприятий основывается на требованиях п. 33 Приказа Минтруда России № 438н от 19.08.2016 г.

Основные цели организации оценки профессиональных рисков:

  • выявление опасностей, связанных с производственным процессом;
  • выбор безопасных материалов и оборудования;
  • оценка эффективности функционирования действующих мероприятий по охране труда;
  • разработка необходимых мер по снижению негативного воздействия на работников;
  • снижение уровня профессиональных заболеваний, травматизма и несчастных случаев.

В целом, описываемая процедура позволяет предприятиям подготовиться к внедрению международной системы менеджмента OHSAS, предоставить работнику достоверную информацию о сопровождающих его деятельность рисках, подготовиться к проведению спецоценки, контролировать опасные факторы производственного процесса и разрабатывать мероприятия, способствующие их снижению.

Кроме того, идентификация профрисков дает возможность прогнозировать вероятность возникновения производственного травматизма, определять и корректировать расходы на охрану труда, а также достоверно оценивать эффективность системы управления безопасностью на предприятии.

Кто может провести оценку профессиональных рисков?

При отсутствии необходимой квалификации оценить риски практически невозможно. Поэтому работодатели все чаще прибегают к помощи опытных специалистов сторонних организаций. В числе основных преимуществ обращения к ним выступают:

  • реализация процедуры в соответствии с действующими нормативными и законодательными документами;
  • предоставление исчерпывающей информации о негативном воздействии производственного процесса на работников;
  • разработка эффективных предложений по снижению уровня влияния производственных факторов на работников;
  • выполнение услуги в установленные договором сроки;
  • исключение дополнительных финансовых и временных потерь;
  • в случае необходимости — получение квалифицированной консультации опытных специалистов.

Стоимость услуги определяется количеством рабочих мест в штатном расписании, сложностью и многостадийностью применяемого технологического процесса. Сроки проведения, как правило, не превышают одного месяца.

Проведение услуги

Оценка проводится, исходя из специфики производственного процесса с учетом прошлой, текущей и будущей деятельности промышленного объекта.

Для проведения идентификации рисков используют такие документы, как:

  • Р 2.2.1766-03;
  • принципы OHSAS 18001:2007;
  • МОТ-СУОТ 2001.

При проведении анализа различных процессов и операций также разрешается использование различных методологий оценки профрисков.

Основываясь на содержании Приказа № 438 н, процесс идентификации рисков должен включать:

  • выявление потенциальных опасностей;
  • оценку уровней профессиональных рисков;
  • возможность снижения уровней профрисков.

В качестве исходных данных, необходимых для реализации процедуры, используют:

  • данные производственного лабораторного контроля;
  • результаты аттестации рабочих мест;
  • результаты специальной оценки условий труда;
  • данные санитарно-эпидемиологической оценки используемого на производстве оборудования и материалов;
  • результаты периодических медицинских осмотров;
  • результате опроса работников предприятия.

Необходимо учитывать:

  • воздействие на деятельность работников всех существующих неблагоприятных факторов;
  • определять возможность полного устранения риска, либо предугадать его возможные последствия.

В соответствии с Приказом № 438 н, основные опасности технологического процесса, воздействующие на работников и подлежащие анализу, классифицируются на механические, электрические, термические, барометрические, химические, физические (например, вибрационные) и т. д. Существуют даже опасности, связанные с расположением рабочего места.

Основными составляющими процедуры оценки выступают:

  1. Определение перечня должностей и рабочих мест, подлежащих предстоящей оценке.
  2. Определение количества работников, занятых на каждой из выбранных должностей, либо на рабочем месте.
  3. Выявление характера, периодичности и продолжительности выполняемых работником операций.
  4. Определение вредных факторов, воздействующих при реализации каждой из выполняемых операций.
  5. Выявление возможности устранения неблагоприятных факторов.
  6. Просчет существующих рисков и анализ полученных результатов.

Срок действия полученных результатов.

Результатом проведенной работы является формирование отчета, содержащего перечень выявленных негативных факторов с указанием степени исходящей от них опасности, а также перечень рекомендаций, позволяющих снизить их воздействие на работников предприятия.

Действие результатов оценки профрисков не ограничено. Тем не менее, повторное проведение данной процедуры может потребоваться в случае внесения изменений в производственный процесс, способных изменить уровень ранее определенной опасности.

Такими изменениями могут выступать:

  • ввод в эксплуатацию нового оборудования;
  • изменение местоположения рабочего места;
  • замена используемых материалов и сырья;
  • изменения в условиях организации трудового процесса.

При наличии таких изменений, оценка негативного воздействия предприятия на работников проводится повторно. Кроме того, процесс последующего управления рисками должен регулярно пересматриваться, анализироваться, совершенствоваться и поддерживаться в актуальном состоянии.

Ответственность.

В КоАП отсутствует отдельная статья, регламентирующая штрафные санкции для предприятий в случае отсутствия проведенной оценки профессиональных рисков. В то же время, требование о необходимости проведения данной процедуры установлено трудовым законодательством, нарушения которого подлежат наказанию согласно п.1 статьи 5.27.1 КоАП.

Размер штрафных санкций при этом составит для предприятий до 80 000 рублей, а для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей – до 5000 рублей. Также, не стоит забывать, что несвоевременная оценка опасностей, связанных с производственной деятельностью предприятия, может повлечь за собой гораздо более серьезные нарушения, а главное – повлиять на состояние здоровья работников.

Стоимость разработки и внедрения СУПР

Стоимость услуг по разработке и внедрению СУПР зависит от целого ряда показателей. Это прежде всего состав работ. Необходимо определиться – будете ли Вы заказывать только разработку документов создаваемой СУПР, будете ли обучать своих специалистов, будем ли мы обеспечивать этап внедрения разработанных процедур и стандартов непосредственно на объектах, будем ли мы проводить идентификацию опасностей и оценку рисков и т.п.
Стоимость так же зависит от масштаба организации, ее территориальной распределенности, сложности производственных процессов, количества занятого персонала.
 

Задачи,  решаемые при разработке и внедрении СУПР

 (система управления профессиональными рисками)

  • Сохранение преемственности действующей СУОТ и ее интеграция с внедряемой СУПР
  • Разработка документов и стандартов системы, отвечающих специфике деятельности заказчика и удовлетворяющих требованиям международных и национальных стандартов.
  • Идентификация опасностей и проведение количественной оценки рисков.
  • Интеграция системы управления профессиональными рисками с другими системами менеджмента организации.
  • Обеспечение развития и совершенствования системы.

При выполнении работ по специальной оценке условий труда и оценке рисков мы используем собственное программное обеспечение, позволяющее формировать базы данных идентифицированных опасностей, проводить ранжирование и количественную оценку рисков, гигиеническую оценку условий труда, формировать реестры рисков на уровне рабочего места, структурного подразделения и организации в целом. Использование уникальных классификаторов и справочников позволяет проводить полноценную статистическую и аналитическую обработку результатов.